4A Games Limited – мальтийско-украинская компания-разработчик видеоигр, базирующаяся на Мальте и известная прежде всего благодаря своей атмосферной и мрачной постапокалиптической серии шутеров от первого лица Metro 2033, Metro: Last Light и Metro Exodus. История 4A Games – это рассказ о возрождении из пепла, творческой независимости, техническом мастерстве и неукротимом стремлении создавать игры с уникальной атмосферой и глубиной повествования. История 4A Games – это история студии, сумевшей остаться верной своему видению и создать один из самых узнаваемых и любимых постапокалиптических миров в видеоиграх.
Зарождение 4A Games: Уход из GSC Game World и рождение нового видения
История 4A Games Limited началась в 2005 году в Киеве, Украина. Студия была основана группой разработчиков, покинувших украинскую студию GSC Game World, известную благодаря культовой серии S.T.A.L.K.E.R.. Ключевыми фигурами в основании 4A Games стали Андрей Прохоров (Andrew Prokhorov), Александр Максимчук (Oleksandr Maksymchuk), Александр Шишковцов (Aleksandr Shishkovtsov) и Валерий Розов (Valery Rozov) – все ветераны GSC Game World, принимавшие участие в разработке оригинальной S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl.
Уход части команды из GSC Game World был связан с разногласиями в видении дальнейшего развития серии S.T.A.L.K.E.R. и желанием создать что-то новое и свое, сохраняя при этом атмосферу мрачного постапокалипсиса и техническое мастерство, характерные для игр GSC. Название «4A Games» (где «4A» расшифровывается как «4 Андрея» или «4 Александра», вероятно, в честь имен основателей) символизировало единство команды и их стремление к созданию игр класса «AAA», но с сохранением инди-духа и творческой независимости. 4A Games была основана как небольшая и независимая студия, с целью сохранить контроль над своими проектами и реализовать собственное видение постапокалиптического жанра. Студия расположилась в Киеве, Украина, и сосредоточилась на разработке игр для PC и консолей высокого разрешения.
Первые шаги: Разработка Metro 2033 на «коленке»
Первым и определяющим проектом 4A Games стала игра Metro 2033. Идея создания игры по мотивам постапокалиптического романа российского писателя Дмитрия Глуховского «Метро 2033» возникла у основателей 4A Games еще до основания студии. Роман Глуховского, рассказывающий о жизни выживших в московском метро после ядерной войны, заинтересовал разработчиков своей мрачной атмосферой, глубиной повествования и постапокалиптическим сеттингом, перекликающимся с тематикой S.T.A.L.K.E.R., но в более камерном и клаустрофобном формате метрополитена.
Разработка Metro 2033 началась в 2006 году в очень стесненных условиях и с ограниченными ресурсами. 4A Games была новой студией, без финансовой поддержки и с небольшой командой энтузиастов. Разработка движка для игры, получившего название 4A Engine, велась практически «с нуля», с использованием собственных разработок и ограниченного набора инструментов. По воспоминаниям разработчиков, разработка велась в полуподвальном помещении, на «коленке», с использованием бытового оборудования и энтузиазма команды. Несмотря на трудности, команда 4A Games была полна решимости создать качественную и атмосферную игру, которая сможет конкурировать с крупнобюджетными проектами.
Metro 2033: Мрачный прорыв и признание атмосферы
Игра Metro 2033, выпущенная в 2010 году издательством THQ, стала неожиданным прорывом для 4A Games и привлекла внимание международной аудитории.. Metro 2033 представляла собой шутер от первого лица с элементами хоррора, стелса и выживания, погружающий игроков в мрачный и клаустрофобный мир московского метро после ядерной войны. Игра рассказывала историю Артема, молодого жителя станции ВДНХ, который отправляется в опасное путешествие по туннелям метро для спасения своей станции от угрозы со стороны Темных – загадочных существ, обитающих в метрополитене.
Metro 2033 отличалась несколькими ключевыми особенностями, сделавшими ее уникальной и запоминающейся:
- Атмосфера мрачного постапокалипсиса: Игра мастерски создавала атмосферу безнадежности, клаустрофобии, постоянной опасности и выживания в мрачных туннелях московского метро. Звуковое сопровождение, визуальный стиль, ограниченные ресурсы и постоянная угроза со стороны мутантов и враждебных группировок создавали неповторимое ощущение погружения в мир Metro 2033.
- Сюжет по мотивам романа Дмитрия Глуховского: Игра бережно переносила атмосферу, персонажей и основные сюжетные линии романа «Метро 2033» в интерактивный формат видеоигры. Сюжет игры исследовал темы выживания человечества после катастрофы, борьбы за ресурсы, идеологических конфликтов и мистических загадок постапокалиптического мира.
- Высокая сложность и элементы выживания: Metro 2033 была намеренно сделана сложной игрой, требующей от игроков внимательности, осторожности и стратегического подхода к ресурсам. Ограниченные патроны, фильтры для противогаза, аптечки и другие ресурсы были дефицитом и требовали экономного расходования и поиска в окружающем мире.
- Техническое мастерство и графика для своего времени: Несмотря на ограниченные ресурсы, 4A Games сумела создать технически впечатляющую игру с высоким качеством графики, реалистичным освещением и детализированными локациями. 4A Engine, разработанный студией, демонстрировал высокий уровень оптимизации и технических возможностей.
Metro 2033 получила положительные отзывы от критиков и игроков, особенно отметивших атмосферу, сюжет и графику игры. Игра стала коммерчески успешной и принесла 4A Games международное признание. Metro 2033 закрепила за 4A Games репутацию мастера атмосферных и сюжетных шутеров и запустила франшизу, ставшую визитной карточкой студии.
Развитие франшизы Metro: Last Light и Exodus – расширение мира и геймплея
Успех Metro 2033 позволил 4A Games продолжить развитие франшизы и создать сиквел – Metro: Last Light, выпущенную в 2013 году издательством Deep Silver (после банкротства THQ). Смена издателя не повлияла на творческую свободу 4A Games, и студия продолжила работу над серией Metro с новым партнером.. Metro: Last Light развивала идеи оригинальной игры, еще больше улучшив графику, геймплей, сюжет и атмосферу. Игра предлагала игрокам новую историю Артема после событий Metro 2033, рассказывающую о междоусобной войне между станциями метро за власть и ресурсы, и новой угрозе со стороны мутантов и Темных.
Metro: Last Light отличалась улучшенной графикой, более разнообразными локациями (включающими не только туннели метро, но и поверхность Москвы), усовершенствованным стелсом и боевой системой, и разветвленным сюжетом с несколькими концовками в зависимости от действий игрока. Metro: Last Light получила еще более высокие оценки критиков и игроков, чем оригинальная игра, и стала еще одним коммерческим успехом для 4A Games. Игра закрепила франшизу Metro как одну из ведущих постапокалиптических серий в видеоиграх.
Третьей игрой в серии стала Metro Exodus, выпущенная в 2019 году издательством Deep Silver. Metro Exodus стала самым амбициозным и масштабным проектом 4A Games в серии Metro.. Metro Exodus значительно расширила мир игры, выведя игроков за пределы московского метро на просторы постапокалиптической России, предлагая исследование открытых локаций, динамическую смену погоды и времени суток, и путешествие на паровозе «Аврора» через разные регионы страны. Сюжет Metro Exodus рассказывал о путешествии Артема и его спутников в поисках нового дома и лучшей жизни на Востоке России, встречая на своем пути новые опасности, враждебные группировки и аномальные явления.
Metro Exodus сочетала классический геймплей Metro с элементами открытого мира, выживания и ролевой игры. Игра предлагала игрокам свободу исследования больших открытых локаций, крафтинг, улучшение снаряжения, динамические события и нелинейное прохождение миссий. Metro Exodus получила положительные отзывы критиков и коммерческий успех, став еще одним триумфом для 4A Games и закрепив франшизу Metro как одну из ведущих в жанре постапокалиптических игр с открытым миром. Игра также отличалась передовой графикой и техническим исполнением, демонстрируя возможности 4A Engine на новом поколении консолей и PC.
Переезд на Мальту и настоящее время: Развитие и будущее 4A Games
В 2014 году 4A Games приняла решение о переносе своей штаб-квартиры на Мальту. Причины переезда не были официально озвучены, но вероятно, были связаны с геополитической ситуацией в Украине в 2014 году, а также с бизнес-факторами и возможностями для международного развития студии. Часть команды 4A Games переехала на Мальту, где была основана новая штаб-квартира студии, в то время как киевская студия продолжила работу как филиал 4A Games в Украине.
В настоящее время 4A Games Limited базируется на Мальте и продолжает работать над новыми проектами, включая дальнейшее развитие франшизы Metro и возможные новые IP. В 2020 году 4A Games была приобретена компанией Embracer Group (тогда еще THQ Nordic AB), став частью крупного международного игрового холдинга. Присоединение к Embracer Group обеспечило 4A Games финансовую стабильность и возможности для дальнейшего роста и развития, сохраняя при этом творческую независимость студии.
В настоящее время 4A Games работает над новым многопользовательским проектом во вселенной Metro, подробности о котором пока ограничены, а также разрабатывает VR-версию Metro 2033 и возможную четвертую игру в основной серии Metro. Будущее 4A Games выглядит многообещающим, и студия, несомненно, продолжит радовать поклонников постапокалиптических игр качественными, атмосферными и сюжетными проектами в мире Metro и за его пределами.
Добавить комментарий